История Малави

Малави » 
История Малави
 
Тему просматривают: 1
Страницы:  1
  ЦитатаСсылка
dem
Main Editor
offline
Дата рег.: 26.06.2018
Сообщений: 12
Рейтинг: 0
Отп.: 03.03.2019 | 01:22:48

Малави: сквозь время

     Миллионы лет назад
     100 000 лет назад
     10 000 лет назад
     На заре новой эры
     Империя Марави
     Работорговля
     Контакт с европейцами
     Британский протекторат Ньясаленд
     Восстание Джона Чилембве в Ньясаленде
     Ньясаленд в 1915 – 1964 гг.
     Хастингс Камузу Банда

Миллионы лет назад

     Существуют доказательства, что предки человека жили на территории современного Малави миллионы лет назад. Ископаемые останки позднего австралопитека, парантропа Бойса (Paranthropus boisei), в 2005 году найдены вблизи деревни Малема в районе озера Чивондо, в округе Каронга, Малави.

     Здесь же, у деревни Ураха, найдена челюсть раннего гоминида, датируемая возрастом 2.3 - 2.5 миллиона лет. Палеонтологи отнесли эту челюсть к рудольфскому человеку (Homo rudolfensis), являющемуся переходной ступенью между человеком умелым (Homo habilis) и человеком прямоходящим (Homo erectus).

     Вероятно, парантроп Бойса и рудольфский человек сосуществовали. Возможно, это сосуществование не было мирным – травоядный австралопитек Paranthropus boisei мог быть добычей для более крупного и сообразительного Homo rudolfensis. Однако несомненно, что на заре эволюционной истории человечества нога древнейшего предка человека уже ступала по берегам озера Малави.

     Территория современного Малави находится в так называемом коридоре гоминидов, на пути миграций древних людей по Африканскому континенту миллионы лет назад. Стоит ожидать, что земля Малави еще подарит археологам новые сенсационные находки, проливающие свет на историю и становление человека.

100 000 лет назад

     Сегодня глубина озера Малави (иначе озеро Ньяса) составляет 706 метров. Анализ кернов, полученных в результате бурения донных отложений озера, показал, что примерно 100 000 лет назад уровень воды в озере был на 600 метров ниже. Слои керна, относящиеся к этому периоду, содержат очень мало пыльцы растений. Полученные данные заставляют говорить о катастрофической многолетней засухе, поразившей территорию вокруг озера Малави и, возможно, значительную часть Африки.

озеро Малави
Озеро Малави. Фотография: Брайан Нгалека

     Археологические исследования не дают свидетельств обитания на территории Малави обширных сообществ людей в этом периоде. С учетом полученных данных об уровне воды в озере Ньяса можно сделать вывод, что 100 000 лет назад территория современного Малави представляла собой, практически, пустыню с очень редкой растительностью, с очень малым количеством живых существ, обитающих здесь.

     Знание о Мегазасухе позволяет дать объяснение гипотезе о том, что все люди произошли от нескольких предков, живших в Африке где-то между 150 000 и 70 000 лет назад. Именно Мегазасуха, установившаяся в тропической Африке в этом периоде, заставила предка человека активно мигрировать в поисках подходящей среды обитания с достаточными водными запасами.

10 000 лет назад

     Впервые раскопки на горе Хора в районе Мзимба в Малави были проведены британским археологом Десмондом Кларком (Desmond Clark) в 1950 году. Были найдены глиняная посуда и два человеческих захоронения примерно на 70 см ниже поверхности. Первым обнаруженным захоронением был скелет низкорослого мужчины, которому было 30 - 40 лет в момент смерти. Рядом был найден скелет женщины такого же роста, что и мужчина, она умерла, будучи 20-летней. Возраст захоронений оценивается в 5 - 10 тысяч лет.

гора Хора в Малави
Гора Хора. Фотография: Джессика Томпсон (Jessica Thompson)

     Большое количество человеческих костных фрагментов были найдены в скальном укрытии на скале Фингира. Скала Фингира – инзельберг (одиночное скальное образование), находящийся в границах национального парка Ньика в северной части Малави. Раскопки в Фингире дали один целый скелет, множество костных фрагментов, которые являются останками, по меньшей мере, 15 человек. Здесь найдены костяные инструменты, керамика и наскальные рисунки. Возраст костных фрагментов оценивается в 6 - 2 тысячи лет.

скала Фингира
Скала Фингира. Фотография: Джакоб Дэвис (Jacob Davis)

     Генетический анализ костных останков охотников-собирателей, найденных на горе Хора и на скале Фингира, показал, что эти охотники-собиратели не внесли никакого заметного вклада в генофонд народа, живущего в Малави сегодня.

На заре новой эры

     Зона наскальных рисунков Чонгони, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, - это территория площадью 125 кв. км на возвышенном плато в центре Малави, в районе Дедза. В Чонгони наибольшая во всей Центральной Африке концентрация наскальных изображений, которые обнаружены здесь на 127 участках. Здесь же находится скальное укрытие Ченчерере. Впервые раскопки в пещере Ченчерере проводились Десмондом Кларком в 1972 году. Здесь найдено 1 захоронение и разрозненные кости не менее 7 древних обитателей пещеры, кости животных. Человеческие кости показывают возраст 2 500 - 800 лет. Возможно, пещера Ченчерере первоначально использовалась в качестве укрытия охотниками-собирателями каменного века, в дальнейшем – пришедшими им на смену скотоводами и земледельцами. Стены пещеры украшены рисунками.

     Коллекция наскальных изображений Чонгони отражает культурные традиции на протяжении многих веков. Первые рисунки здесь были нанесены около 2 тысяч лет назад. Самые поздние из рисунков могли быть сделаны в 20 веке.

наскальный рисунок в Чонгони
Один из наскальных рисунков в Чонгони. Фотография: “Malawi”

     Примерно в 4 веке нашей эры к берегам озера Малави начали мигрировать скотоводы банту. Они принесли с собой ремесла, в том числе умение изготавливать глиняную посуду. Керамика, ее особенности, являются маркером археологических культур железного века.

фестиваль народа ломве банту в Малави
Фестиваль народа ломве (банту). Малави, октябрь 2018. Фотография: Брайан Нгалека

     Культура Нкопе (2-10 вв. н.э.) - самая первая культура железного века в Малави. Культуру Нкопе позднее сменяют культуры Капени (9-12 вв. н.э.), Лонгве (10-14 вв. н.э.), Мавудзу и Нхудзи (13-18 вв. н.э.), каждая со своей характерной керамикой.

     Гончарные стили Мавудзу и Нхудзи связывают с народом чева (народность в составе банту). Активная миграция чева к берегам озера Малави с территории современной Республики Конго, по-видимому, началась около 13 века нашей эры.

     Конкуренция за землю вела к  стычкам между пришельцами и населявшими берега озера Малави охотниками-собирателями (бушменами акафула или батва). Охотники-собиратели существовали в составе разрозненных племен, основанных на кровном родстве, они не могли организованно противостоять экспансии. С течением столетий племена бушменов были окончательно вытеснены с ранее принадлежавших им земель или же были истреблены.

     В Малави есть легенды о древних людях. Их называют «охотниками» или просто «маленькими людьми». Согласно этим легендам, древние маленькие люди были полностью уничтожены в результате последней великой битвы, которая произошла около 200 лет назад.

Империя Марави

     Империя Марави – централизованная система управления, объединившая племена банту, во времена своего расцвета (17 век нашей эры) простиравшаяся на территории современных Малави, Замбии и Мозамбика. Верховная власть была сосредоточена в руках короля – каронга. Власть на местах принадлежала вождям кланов.

     Марави – группа из 9 народов. Чева из них – самые многочисленные. «Марави» означает «свет» или «пламя». В империи Марави умели выплавлять и обрабатывать железо. Основным продуктом питания служили просо и сорго. Охота и рыболовство также имели значение. Велась активная торговля с арабскими купцами, позднее – с португальцами. В империю поступали товары из Индии и Китая.

     Империя Марави просуществовала около 3 столетий и распалась в 18 веке. Причинами для распада послужили растущая работорговля, также захват португальцами портов на побережье Мозамбика, что привело к разрыву традиционных торговых связей с арабами.

Работорговля

     Мы не можем сказать, когда в Малави был пленен первый раб. Однако известно, что принадлежащий арабам остров Занзибар достиг своего расцвета как центр работорговли в 19 веке. Ежегодно на Занзибаре продавалось несколько десятков тысяч рабов, в основном из территорий вблизи озера Ньяса и Конго.

рынок рабов
Рынок рабов. Рисунок 19 века

     «При посещении невольничьего рынка я обнаружил около 300 рабов, выставленных на продажу, большая часть которых была из окрестностей озера Ньяса и реки Шире. Я настолько знаком с их лицами и татуировками, что кажется, и они меня узнают. Им стыдно, что их продают. Зубы осматривают, ткань поднимают, чтобы осмотреть нижние конечности, и бросают палку, которую раб должен принести, и таким образом продемонстрировать свою скорость» (Давид Ливингстон, Занзибар, 1866).

     Вероятно, работорговля существовала во все времена империи Марави. Арабы-суахили с восточного побережья Африки проникали в глубину континента и создавали торговые посты для обмена и покупки слоновой кости. Для транспортировки грузов арабским купцам требовались носильщики. Таких носильщиков им отдавали или продавали вожди местных племен. Вождь племени имел большую власть, ему принадлежала земля и даже люди. И это выглядело выгодной сделкой – продать слоновую кость, в дополнение к этому избавиться от плохих людей в племени, продав их арабскому купцу для переноски груза. Довольны были все, кроме несчастных, ставших рабами.

     Арабы часто оставались в Марави годами. Там, где они открывали торговые посты, местные женщины становились их женами, принимая ислам. Таким образом, вместе с торговлей слоновой костью и работорговлей, арабская религия, ислам, проникала в сердце Африки.

     Бывшие арабские рабовладельческие центры – Нхотакота, Салима и Мангочи. Там сохранилось наследие той эпохи, которая закончилась едва ли сто лет назад.

Контакт с европейцами

     В 1498 году Васко да Гама, следуя в Индию, высадился на побережье современного Мозамбика. Португальцы были поражены обилием золота, меди, железа, слоновой кости, бисера, тканей и фарфора, которые грузились в местных портах.

     Португальцы редко отходили на расстояние более чем в полторы мили от судоходных водных путей. Тем не менее, в 1616 году португалец Гаспар Бокарро отправился в путешествие из Тете, что на берегах Замбези, вверх по долине реки Шире, проходя недалеко от современного Чиромо, а затем продвинулся к озеру Чилва и вернулся на побережье Мозамбика в Микиндани, недалеко от Пембы.

озеро Чилва
Озеро Чилва. Фотография: Брайан Нгалека

     Чилва – второе по величине озеро в Малави. От местного населения португальцы получали сведения о другом великом озере, из которого начинала свой путь река Шире. Португальский исследователь Кандидо да Костар Кардозу увидел великое озеро Малави в 1846 году. Однако впоследствии Давид Ливингстон утверждал, что был первым европейцем, обнаружившим озеро Чилва и озеро Малави.

     Давид Ливингстон родился в деревне Блантайр в Шотландии 19 марта 1813. 20 ноября 1840 года Ливингстон получил статус миссионера, в конце того же года он отплыл в Африку. Сам Ливингстон свое жизненное кредо определил так: «Я открою Африку или погибну». В общей сложности Ливингстон путешествовал по Африке 32 года.

Давид Ливингстон
Давид Ливингстон. Англия, 1857 год

     Продвигаясь вверх по долине реки Шире, в составе экспедиции из 16 человек 18 апреля 1859 года Давид Ливингстон добрался до бессточного озера Чилва (Ширва). 16 сентября 1859 года Ливингстон впервые увидел озеро Ньяса.

     «Железная руда выкапывается из холмов. В каждой деревне есть плавильный цех, угольщики и кузнецы. Они делают хорошие топоры, копья, иглы, наконечники стрел, браслеты для рук и ног, которые продаются по удивительно низким ценам, мотыга весом более двух фунтов обменивается на бязь примерно в четыре пенса. В деревнях возле озера Ширва и в других местах жители довольно часто занимаются изготовлением фарфора или керамики, они делают вручную все виды посуды для приготовления пищи, воды и зерна. Некоторые находят себе работу в плетении аккуратных корзинок из расколотого бамбука, а другие собирают волокно из буазе, которое в изобилии растет на холмах, и превращают его в рыболовные сети. Большая часть местной торговли осуществляется между деревнями с помощью бартера в табаке, соли, сушеной рыбе, шкурах и железе. Многие мужчины выглядят умно, с хорошо сложенными головами, приятными лицами и высокими лбами. Люди здесь очень гордятся укладкой своих волос, варианты стиля бесконечны. Примерно столько же денди среди чернокожих, сколько среди белых. Но самое замечательное украшение, если так можно назвать, - это пелеле, или кольцо в верхней губе у женщин. Середина верхней губы девушки прокалывается близко к перегородке носа, и вставляется небольшой штифт, чтобы предотвратить зарастание. После заживления штифт извлекается, на его место вдавливается более крупный, и так далее в течение нескольких недель, месяцев и лет» (Давид Ливингстон).

африканское украшение пелеле
Украшение пелеле. Рисунок 19 века

     Давид Ливингстон дважды возвращался к озеру Ньяса – в 1961 и 1963 гг., исследуя прилегающие территории. Ливингстоном впервые достоверные очертания озера Ньяса были нанесены на карту.

     Давид Ливингстон решительно выступал против рабства, чем снискал уважение среди африканцев. Крупнейший ныне город в Малави – Блантайр – основан в 1876 году и назван в честь Давида Ливингстона по месту его рождения. В память о Ливингстоне назван город Ливингстония в Малави, а также горы на северо-восточном берегу озера Ньяса.

Британский протекторат Ньясаленд

     Давид Ливингстон отмечал в своих отчетах экономические перспективы освоения территорий вдоль долины Шире и у озера Ньяса. Под влиянием идей Ливингстона, в 1878 году в Шотландии была основана Центрально-африканская миссионерская компания Ливингстония. Впоследствии компания была переименована в Африканскую компанию озер. Основной целью была торговля, но предполагалось, что сотрудники компании будут выполнять также некоторую миссионерской работу среди африканских племен. Африканская компания озер приобрела существенное влияние по всей долине реки Шире и на озере Ньяса.

     В 1891 году здесь был провозглашен Британский центрально-африканский протекторат со столицей в Зомбе. В 1907 году территория современного Малави под британским колониальным управлением получила название Ньясаленд.

     Великобритания отменила рабство во всех своих колониях еще в 1834 году. Однако в Ньясаленде работорговля изживалась нелегко. Доходило до открытых вооруженных столкновений. Так, в 1895 году отрядом из 6 британских офицеров и нескольких сотен африканцев был атакован самопровозглашенный рабовладельческий султанат в Каронге. Около 200 солдат султана были убиты, султан Млози был повешен на дереве.

     Надо сказать, что английский колониализм принес в Ньясаленд заметные перемены: с улучшением здравоохранения увеличилась продолжительность жизни местного населения; работорговцы были изгнаны; межплеменные войны почти прекратились.

     В 1895 г. Блантайр получил статус города, здесь начала выпускаться газета «Ньясаленд Таймс» (издается и поныне), созданы муниципальный совет, торговая палата, открылся первый в стране отель Cubit's. В 1998 году будущий губернатор сэр Альфред Шарп ввез в Ньясаленд первый автомобиль. В 1912 году в Ньясаленде было 12 автомобилей и 218 мотоциклов.

     4 августа 1914 года Британия объявила войну Германии. Между тем, Германия имела на озере Ньяса корабль, отправленный сюда Германским обществом по борьбе с рабством. 14 августа, когда ничего не подозревающая команда германцев наслаждалась завтраком под деревом, а их судно лежало на стапеле на ремонте, британский корабль подплыл и атаковал германский корабль из пушек. Вся команда германцев была взята в плен. Вскоре в «Лондон Таймс» появилась статья, посвященная этому событию. Статья называлась «Морская Победа на озере Ньяса».

Восстание Джона Чилембве в Ньясаленде

     Под властью англичан коренное население Ньясаленда несло обязательную трудовую повинность, нечто вроде налога, направленного на компенсацию затрат по содержанию колониальной администрации. В среднем африканцу приходилось работать 1 месяц в году, чтобы уплатить налог за свою землю, и еще 1 месяц – чтобы рассчитаться по налогу за хижину. С началом Первой мировой войны у Британии возникла потребность в аскари (африканских солдатах, около 19 000 африканцев из Ньясаленда воевали на фронтах Первой мировой войны). Недовольство среди местного населения росло.

     Черный уроженец Ньясаленда, преподобный Джон Чилембве, учился в баптистской семинарии в США, вернулся в Ньясаленд в 1900 году. Чилембве был глубоко возмущен увиденным, тем, что в его родной стране с коренным населением обращаются, как с гражданами второго сорта. Чилембве не находил оправданий и тому, что африканцы должны гибнуть на фронтах Первой мировой за дело, которое им не принадлежит. Так считали многие африканцы – семена проповедей Джона Чилембве упали в подготовленную почву народного недовольства.

     Вечером 23 января 1915 года Чилембве, сопровождаемый разгоряченной толпой, ворвался в дом управляющего плантацией вблизи Чирадзулу. Жена управляющего, его двое детей и еще несколько белых человек были захвачены в заложники. Управляющий был убит. На следующий день Джон Чилембве провел свое обычное воскресное богослужение в Чирадзулу, выставив отрубленную голову управляющего на алтаре.

     Массовой поддержки восстание не нашло. Восстание Джона Чилембве было быстро и жестко подавлено. Церковь, где Чилембве демонстрировал голову управляющего, была взорвана и стерта с лица земли. Пытавшийся бежать Чилембве застрелен 3 февраля 1915 года в Муланье, недалеко от границы с Мозамбиком.

     В Малави Джона Чилембве почитают как национального героя, от его восстания малавийцы отсчитывают начало борьбы за независимость. Портрет Джона Чилембве украшает малавийские бумажные деньги всех номиналов. 15 января в Малави ежегодно отмечается День памяти Джона Чилембве.

малавийская купюра 5 квача
Купюра 5 квача с портретом Джона Чилембве

Ньясаленд в 1915 – 1964 гг.

     Ньясаленд под британским колониальным господством оставался в целом аграрной страной. Все богатства и привилегии принадлежали белым иммигрантам. Коренное черное население страны существовало практически на положении крепостных, несмотря на формально запрещенное рабство.

     Ньясаленд являлся для Великобритании территориальным и человеческим ресурсом. 1 сентября 1939 года (спустя два дня после вторжения Германии в Польшу) Великобритания объявила войну нацистской Германии. Во время войны в Ньясаленде было организовано несколько лагерей для размещения беженцев из Европы. 27 000 черных солдат-аскари из Ньясаленда были направлены в британскую армию. Они сражались с итальянскими фашистами в Восточной Африке, в конце войны – с японцами в Азии.

     Тяготы второй мировой войны, также ликование по поводу ее окончания вызвали волну национально-освободительного движения, которая прокатилась по всей колониальной Африке. В Ньясаленде в 1944 г. был создан Африканский конгресс Ньясаленда (АКН), выпускавший листовку «Квача» («Рассвет»). Главной целью АКН было достижение равных избирательных прав для черного и белого населения. Коренное население было полностью отстранено от управления своей страной, в правительстве Ньясаленда не было ни одного африканца.

     1 августа 1953 года из самоуправляющейся британской колонии Южная Родезия (совр. Зимбабве) и британских протекторатов Северная Родезия (совр. Замбия) и Ньясаленд решением британских властей была создана Федерация Родезии и Ньясаленда.

     В Ньясаленде с образованием Федерации мало что изменилось: основой экономики здесь оставались выращивание чая и табака. Промышленных предприятий в Ньясаленде не было, за редким исключением: в конце 50-х годов здесь было организовано производство цемента для поставок в соседние африканские страны. В первую очередь, Ньясаленд был источником дешевой рабочей силы, необходимой для разработки месторождений полезных ископаемых в Родезии.

чайная плантация в Малави
Чайная плантация в Малави. Фотография: Брайан Нгалека

     Во второй половине 1950-х годов было создано федеральное Министерство по расовым отношениям и был провозглашен принцип «партнерства рас». Белое меньшинство открыто признало наличие проблемы расовой сегрегации. Делались попытки для ее решения: в конце 50 годов в Блантайре был открыт «мультирасовый» госпиталь на 750 коек.

     Уступки белого меньшинства только подхлестнули национально-освободительное движение коренного населения. В 1958 г. Африканский конгресс Ньясаленда возглавит Хастингс Камузу Банда. Через несколько лет Банда приведет страну к независимости.

Хастингс Камузу Банда

     Точная дата рождения первого президента Малави, Хастингса Камузу Банды, неизвестна. Большинство источников указывает на 15 февраля 1898 года. Местом его рождения считают район Касунгу в центральной провинции Малави. Его мать была из народа чева, отец, вероятно, был тонга из северных окрестностей озера Ньяса. Имя Хастингс мальчик Камузу получил при крещении.

     После окончания пресвитерианской миссионерской школы в Касунгу, в 1915 или 1916 году Банда отправился в Родезию, где работал на угольных шахтах. С 1917 году Банда трудился на шахтах в Данди и Боксбурге в Южной Африке, позднее работал в Йоханнесбурге переводчиком для мигрантов чева, занятых на золотых приисках. В Южной Африке Банда привлек внимание американских миссионеров, которые финансировали его переезд для обучения в США.

     В 1937 году Банда окончил медицинский колледж Мехарри в Нэшвилле (шт. Теннесси). Затем перебрался в Шотландию, страну, о которой он так много слышал в Ньясаленде от миссионеров шотландской миссии Ливингстония. В 1941 году получил диплом медицинской школы Эдинбургского университета. Практиковался в медицине в Норт-Шилдсе (северная Англия) и Лондоне.

Хастингс Камузу Банда в молодые годы
     Хастингс Камузу Банда. Источник: Национальный архив Малави

     Находясь в Англии, Банда активно выступал против создания Федерации Родезии и Ньясаленда. После учреждения Федерации в 1953, в знак протеста Банда покинул Англию и обосновался в Кумаси (Гана), где продолжил врачебную практику.

     Созданному в 1944 году Африканскому конгрессу Ньясаленда (АКН) требовался сильный и харизматичный лидер. Таким лидером и стал Банда. В 1958 году он вернулся в Ньясаленд, был провозглашен мессией и принял руководство АКН. Банда горячо взялся за дело. Возбуждая народные массы, он будет в начале каждого митинга троекратно кричать «Квача!» Это слово означает «рассвет», но в устах Банды оно звучало, как призыв к восстанию. И уже в марте 1959 года в Ньясаленде случатся беспорядки, будет введено чрезвычайное положение, а Африканский конгресс Ньясаленда будет запрещен. В ходе серии рейдов федеральных военных отрядов Банда и другие лидеры АКН будут арестованы. Всего в тюрьмы будут брошены около 2 000 активных сторонников АКН.

     Стремясь снизить накал национально-освободительных настроений среди черного большинства, губернатор Ньясаленда Роберт Армитидж будет вынужден пойти на уступки, предоставив африканцам большинство мест в Законодательном совете. Банда пробудет несколько месяцев в заключении в тюрьме в Гвело, в Южной Родезии. Выйдя из тюрьмы в апреле 1960 года, Банда примет участие в преобразовании запрещенного АКН в Партию Конгресса Малави, которую возглавит и приведет к победе на выборах в Законодательный совет Ньясаленда в 1961 году.

     31 декабря  1963 г. Федерация Родезии и Ньясаленда распадется. Ньясаленд получит независимость от британской короны 6 июля 1964 г. и станет называться Малави. Банда займет пост премьер-министра. С первых дней пребывания у власти Банда проявит себя как жесткий консерватор, запретив деятельность оппозиционных партий и установив цензуру в стране.

     С принятием конституции в 1966 году Малави станет республикой, а Банда будет избран президентом. Банда был опьянен быстрым успехом национально-освободительного движения. Если бы он нашел в себе силы вовремя уйти с президентского поста, ничто не смогло бы умалить его значения в истории Малави. Но Банда ухватился за власть. В 1971 году выборы были упразднены, а Банда был объявлен «пожизненным президентом».

первый президент Малави Хастингс Камузу Банда
     Хастингс Камузу Банда. Источник: Национальный архив Малави

     Во время правления Банды коммунистические и социалистические взгляды были запрещены. Под запретом были эротика, «неправильные» книги по истории Малави, декольте, короткие юбки, брюки у женщин и длинные волосы у мужчин. Все совершеннолетние граждане страны обязаны были вступить в правящую партию и постоянно носить с собой партийный билет. Из молодежи формировались парамилитаристские отряды Пионеров Малави, задачей которых было шпионить за согражданами, выявлять несогласных и задерживать их. Число убитых оппозиционеров за весь период правления Банды может достигать 20 000 человек.

     Президент Банда был единственным африканским лидером, который установил дипломатические отношения с Южной Африкой (с 1967 года), невзирая на проводимую там белым меньшинством политику апартеида. Не без выгоды: при финансовой помощи ЮАР, в 1975 году столица Малави была перенесена из Зомбы в Лилонгве. Банда также выступал в поддержку португальской колониальной администрации в соседнем Мозамбике во время вспыхнувшей там гражданской войны.

     Антикоммунистические настроения Банды были товаром, который он успешно обменивал на покровительство Великобритании и США. С завершением Холодной войны в конце 80-х годов Банда стал неинтересен западным партнерам. 90-летний диктатор слабел, слабела и его власть. В 1992 г. по стране прокатилась волна демонстраций протеста. Католическая церковь Малави, бывшая до того опорой Банды, выступила с критикой его режима. Ухудшающаяся ситуация в стране, а также давление мирового сообщества заставили Банду провести 14 июня 1993 года референдум, собравший голоса почти 80% избирателей. Итоги референдума для Банды были неутешительны: 64% проголосовавших высказались за переход страны к многопартийной демократии.

     В конце 1993 года Банда перенес экстренную операцию на головном мозге.

     В декабре 1993 года военное руководство Малави, несогласное с политикой Банды, в ходе армейской операции «Бвезани» разоружило Пионеров Малави. 17 мая 1994 года в Малави состоялись первые за все время правления Банды всеобщие выборы (выборы президента и выборы в парламент) на многопартийной основе. На выборах президента победил Бакили Мулузи. Партия Банды «Конгресс Малави» набрала лишь 33% голосов. 24 мая 1994 года Бакили Мулузи вступил в должность президента. Эпоха Хастингса Камузу Банды закончилась.

     В 1995 году Банда был арестован по обвинениям в убийствах членов правительства, однако следствие не нашло достаточных доказательств и он был отпущен.

статуя Хастингса Камузу Банды в Лилонгве
Статуя Хастингса Камузу Банды в Лилонгве, Малави. Фотография: Брайан Нгалека

мавзолей Хастингса Камузу Банды в Лилонгве
Мавзолей Хастингса Камузу Банды в Лилонгве, Малави. Фотография: Брайан Нгалека

     Хастингс Камузу Банда умер в Йоханнесбурге (ЮАР) 25 ноября 1997 года в возрасте 99 лет. В столице Малави есть статуя Банды и его мавзолей. Каждый год 14 мая в Лилонгве у статуи Банды проводится торжественная церемония в память о первом президенте.

Дм.Охапкин, 2019

     Литература

1. Ecological consequences of early Late Pleistocene megadroughts in tropical Africa. Andrew S. Cohen, Jeffery R. Stone, Kristina R. M. Beuning, Lisa E. Park, Peter N. Reinthal, David Dettman, Christopher A. Scholz, Thomas C. Johnson, John W. King, Michael R. Talbot, Erik T. Brown, and Sarah J. Ivory. PNAS October 16, 2007 104 (42) 16422-16427.

2. Reconstructing Prehistoric African Population Structure. Pontus Skoglund, Jessica C. Thompson, Mary E. Prendergast, Alissa Mittnik, Kendra Sirak, Mateja Hajdinjak, Tasneem Salie, Nadin Rohland, Swapan Mallick, Alexander Peltzer, Anja Heinze, Inigo Olalde, Matthew Ferry, Eadaoin Harney, Megan Michel, Kristin Stewardson, Jessica Cerezo-Roman, Chrissy Chiumia, Alison Crowther, Elizabeth Gomani-Chindebvu, Agness O. Gidna, Katherine M. Grillo, I. Taneli Helenius, Garrett Hellenthal, Richard Helm, Mark Horton, Saioa Lopez, Audax Z.P. Mabulla, John Parkington, Ceri Shipton, Mark G. Thomas, Ruth Tibesasa, Menno Welling, Vanessa M. Hayes, Douglas J. Kennett, Raj Ramesar, Matthias Meyer, Svante Paabo, Nick Patterson, Alan G. Morris, Nicole Boivin, Ron Pinhasi, Johannes Krause, and David Reich1. Cell. 2017 Sep 21; 171(1): 59–71.e21.

3. The last journals of David Llivingstone, in Central Africa, from 1865 to his death. Continued by a narrative of his last moments and sufferings, obtained from his faithful servants Chuma and Susi. London, 1874.

4. A Popular Account of Dr. Livingstone's Expedition to the Zambesi and Its Tributaries, and the Discovery of Lakes Shirwa and Nyassa (1858-1864), by David Livingstone.

        
Страницы:  1
Статистика по всем разделам
Люди
Онлайн (за 1 минут): гостей 0
За сутки: гостей 25
Просмотров страниц за сутки: 25
Роботы
Онлайн (за 1 минут): CCBot/2.0
Просмотров страниц за сутки: 3
Статус
Файлов сессий: -1
Журналы: роботов, ошибок
 
Yandex.Metrica
© Dmitry Okhapkin, 2018
email:
Копируешь - ставь ссылку!
server run time: 0.009968 sec


EN  ·  RU